«ВЕТЕРАН КАЗАХСТАНСКОГО ТЕННИСА КЕЛЬДЕШ ЕРДЖАНОВ»
Нынешний сезон для казахстанских теннисистов получился удачным. Женская и мужская сборные завоевали право участвовать в соревнованиях первых групп Кубка Федерации и Кубка Дэвиса. Успехи лидеров нашего тенниса Алексея Кедрюка, он № 266 в рейтинге ATP и Амины Рахим, она (№523 в WTA, которые довольно успешно выступают в турнирах мирового масштаба, по праву разделяют наши тренеры. Как развивался теннис в Казахстане мне удалось поговорить с известным тренером тенниса и спортивным функционером, в прошлом неоднократным чемпионом Казахстана по теннису Кельдешем Карибозовичем Ерджановым.
- Кельдеш Карибозович – почему вы выбрали именно теннис?
- Весной 1957 года, мой одноклассник и сосед по дому Махамбет Ибрашев откуда-то узнал, что в парке культуры им. Горького открылась секция большого тенниса, а мы тогда и не знали ничего о теннисе. Пришли в парк и записались к Валентину Федоровичу Биценко. Это был его первый нормальный набор. Вместе с нами в этой группу записались Дима Максимов, Виктор Эпиктетов, Юра Черник, Борис Ошеров, Лида Наточева, Вика Шишкина, Мухтар Чумбалов, Аскар и Марат Нурмановы...
- Расскажите о своем первом тренере.
- Валентин Федорович Биценко окончив с отличием Московский институт физической культуры, приехал в Алма-Ату по направлению в 1956 году, именно для развития у нас большого тенниса. Он приехал с намерением обосноваться здесь серьезно и надолго, вместе с женой, с ребенком. Это был спортивный человек, имел первый разряд по пяти видам спорта. В то время первые разряды выполнить было не просто. Бывали случаи, что перворазрядники выезжали на Олимпийские игры и возвращались заслуженными мастерами. Валентин Федорович всегда был в форме, работал самоотверженно, с площадок не уходил до темна. Зимой ему трудно было организовать тренировки, так как специализированных залов не было, поэтому мы занимались ночью с трех часов до семи утра в зале института физической культуры, как говориться: - хочешь ходи, не хочешь не ходи, но Биценко в три часа ночи всегда был там. Мы приходили кто к трем, кто к четырем. Сейчас это кажется дикостью.
- Я тоже помню Валентина Биценко. Он приходил к нам – горнолыжникам Казахстана, когда мы осенью сдавали нормы ОФП и тоже участвовал в этих соревнованиях. В некоторых упражнениях (особенно в прыжковых) никто из нас не мог превзойти его. Вас теннисистов он, наверное, также развивал разносторонне?
- Да, на тренировках мы не только в теннис играли. Будучи перворазрядником - гимнастом, штангистом и легкоатлетом, он научил нас выполнять ряд гимнастических упражнений, мы часто занимались со штангой и кроме того бегали, прыгали на стадионе Спартак, поэтому многие их нас успешно выступали в различных школьных соревнованиях районного и городского масштаба по разным видам спорта. В этом плане Биценко дал нам достаточно много. Еще запомнилось мне, то, что Валентин привил нам правило следить за своим здоровьем, после тренировки обязательный душ, а перед тренировкой обязательный завтрак и т. д.
- Разве до приезда Биценко у нас не играли в теннис?
- Нет, я так не говорю, были тренеры и были спортсмены, но Валентин Федорович имел специальное образование, к тому же сам много играл в московских турнирах, поэтому он был более подготовленным и как теперь говорят «продвинутым» тренером. В 50-е годы теннис культивировался в Алма-Ате, Уральске и Петропавловске.
Естественно и тогда алматинские теннисисты доминировали. Среди них выделялись ученики Галины Федоровны Тучашвили – тоже выпускницы Московского института физической культуры. Ее лучшие ученики Сергей Дьяченко – наш первый мастер спорта СССР, Владимир Олейников, Камиль Аренбаев, Игорь и Александр Тучашвили. Александр Карлович Марки – известный инженер также совмещал свою основную работу с тренерской деятельностью, кроме того он был председателем федерации тенниса КазССР. Его ученики: Виктор Соловьев, Анатолий Польский, Владимир Сербо, Лев Темкин, братья Генадий и Виктор Янчуки, Лена Молчанова, Люда Комлева и Рита Елизарова…
В те далекие времена спорт был чисто любительским и многие совмещали занятия разными видами спорта. Самыми яркими совместителями были Александр Иванович Дрозд и Степан Пекай. Дрозд вообще наша легенда, он был первый раз чемпионом республики по теннису еще в 38 году, кроме того, он был в разные годы чемпионом в нескольких легкоатлетических видах и в настольном теннисе. Александр Иванович до конца своей жизни был в спорте, он работал на кафедре физвоспитания АГУ (КазПИ) им. Абая, причем преподавал именно теннис и настольный теннис. Степан Пекай в конце 50-х начале 60-х ниже второго места не опускался в Казахстане. В 1961 году он выиграл у самого Биценко в финале и стал чемпионом. Это был тоже уникальный человек. Он играл в командах мастеров в хоккей и футбол.. Закончив выступать, долгие годы работал спортивным журналистом.
- Вы встречались на корте с этими пионерами тенниса?
- Конечно с некоторыми много раз, причем порой приходилось их уговаривать сыграть. Дрозд играл с нами только на интерес это было либо мороженное либо что-нибудь погорячее. У нас в павильончике висела таблица классификация - рейтинг теннисистов города Алма-Аты. В таблице 20 человек было. В таблице сделаны такие прорези, куда вставлялись фамилии и наша пацанва все время бегали за теми, кто выше нас был в таблице, чтобы сыграть. Дрозд тогда тоже был в первой десятке. А мы эту двадцатку замыкали. Пока всех не переиграли и попали в первую пятерку, не успокоились. Против Нелли Андрейченко и Степана Пекай я играл микст. С Валентином Биценко в паре мы были чемпионами республики.
- Как и когда вы стали тренером?
- На этом настоял замечательный советский и казахстанский тренер Августин Августинович Вельц. Наше первое знакомство состоялось в Москве. Там в 1962 году проводились всесоюзные юношеские соревнования, и я играл с парнем из Литвы. Судил встречу на вышке какой-то незнакомый мужчина. Закончился матч, судья подозвал меня к вышке, и спросил, откуда я. Я ответил – из Казахстана, из Алма-Аты. Он мне начал что-то показывать, объяснять мои ошибки. Подошел наш тренер Шота Георгиевич, он знал, что Вельц выдающийся теннисист, несправедливо репрессированный в годы войны, они разговорились. Даже после реабилитации ему не разрешали вернуться жить в Москву и он спрашивал как у нас там с теннисом? Мы рассказывали, потом Шота предложил ему приехать к нам и он начал работать тренером осенью 1962 года. Той осенью набора не было, т.к. он сам готовился как игрок. В команде по положению было 2 мужчин, 2 женщины, 2 юношей и 2 девушки. Мужской состав был такой: Валентин Биценко, Августин Вельц, Дмитрий Максимов, и я. Вельц тогда принес очень важные очки играя с Литвой и Арменией. Да он проиграл только одну встречу с Москвой.
В 1964 году благодаря усилиям Вельца в Алма-Ате открылась РШВСМ (республиканская школа высшего спортивного мастерства). Августин Августинович предложил мне в ней работать тренером. Он только что сделал новый набор, и моей задачей было, помогать ему, работать с перспективной молодежью. Я бросил свою учебу на металлургическом факультете в КазПТИ, перевелся на заочное отделение института физкультуры и стал работать с ним. Да, когда я стал работать в РШВСМ, мне была поставлена задача, подготовить Лилю Карпову. Вельц, в результате большого отбора остановился на ней, как на способной теннисистке, в течении года, я занимался с ней по 2 раза в день. Через год она стала чемпионкой Казахстана. Впоследствии она выиграла кубок СССР вместе с Мариной Крошиной. Была в двадцатке сильнейших теннисисток СССР, а также призером юношеского чемпионата Европы. Вельцу не хватало времени работать со всеми, так как была взята за основу персональная работа со способными ребятами, вот почему Вельц пригласил меня, а потом еще из Ленинграда Маргариту Васильевну Рейнике. В период с 1964-66 годы мы просеивали каждое лето по 700-800 и даже 1000 детей, а из них оставалось только 15-20. Мы работали вместе до 1973 года. После этого я оставил тренерскую деятельность и перешел на руководящую работу в спортивных организациях.
- Кельдеш Карибозович, вы первый из наших тренеров были на Уимблдонском турнире? Почему не Вельц?
- Вообще-то должен был ехать Вельц, я был с ним всегда рядом как второй тренер – его помощник. Именно его заслуга, что в Казахстане появились сильные теннисисты, входящие в элиту советского тенниса среди которых Марина Крошина, Лилия Карпова, Алла Филинова, Марина Ткаченко, Алексей Рудь, Валерий Литвинов. Валерий Ковалев, Владимир Вельц и другие. В 1977 году Казахстану было выделено одно место в тренерской группе для просмотра Уимблдонского турнира. Никто кроме Вельца и не претендовал на это место. Но поскольку Августин как оказалось был невыездным, решили послать меня. Вельц узнав это ужасно расстроился, он считал себя полностью реабилитированным, так как был пострадавшим, а не виновным. Он рассказывал мне, как выжил в 1937-38 году на Севере. Только спорт ему помог в этом. Из 2000 человек, отправленных этапом на строительство автодороги, до конца ее дошли только 400. Потом он жил на поселении в Коми АССР без права выезда оттуда до 1961 года. И то что он после всего пережитого вернулся в большой спорт и сделал Казахстан теннисной республикой делают его человеком – легендой казахстанского спорта.
- Какие перспективы у казахстанского тенниса?
- Я также радуюсь успехам наших сборных и верю, в то, что казахстанские теннисисты пробьются в элиту мирового тенниса, только их следует поддержать, дав возможность чаще участвовать в международных соревнованиях. Главным продолжателем дела Валентина Биценко и Августина Вельца в Казахстане я думаю, следует считать Валерия Ковалева, Игоря Терновских и Игоря Биценко. Есть и другие молодые тренеры, которые успешно работают, среди них я бы выделил Юрия Карлова (Алматы), Егора Шалдунова (Астана) и Рашида Хасанова (Шымкент).
- Кельдеш Карибозович, Вы достигли славного возраста 60, из них 50 лет Вы в спорте. Позвольте поздравить Вас с этой юбилейной датой и пожелать крепкого здоровья и успехов в делах!
Урал АМАНЖОЛОВ
Фото автора
На фотографии чемпион Сергей Шахворостов.
[ в начало статьи ] [ к списку статей ] |
|
Аманжолов Урал Сарсенович – доцент Казахского национального технического университета, автор ряда статей по надежности технических систем; горнолыжник в прошлом, теннисист параллельно; автор "Англо-Русско-Казахского словаря по надежности" и учебных пособий на русском и казахском языках.
Его рассказы о теннисе и горных лыжах публиковались в журналах "Зеркало", "Рестораны и развлечения", "Pro Sport Kazakstan", "Style" и газетах "Столичная жизнь", "Sport&KS", "Pro Sport Kazakstan", "Аргументы и Факты Казахстан", "Известия", "Мегаполис". Некоторые статьи вы можете найти на этом сайте!
|
|
|