Проблемы студенческого
спорта в Казахстане
Статистика – наука неумолимая, и она показывает: если в 1988 году в
вузы поступало 18% учащихся с какими-то хроническими заболеваниями,
то к 2004-му эта цифра возросла до 30, а сейчас, спустя три года,
она составляет уже 40%. И это наводит на очень печальные
размышления.
В
чем нуждаются вузы для правильного развития физической культуры и
спорта? На этот вопрос корреспонденту STYLE отвечают:
Дельвер Петр Антонович, профессор кафедры зимних видов спорта
Академии туризма и спорта.
Наше образование переходит на кредитную систему, но у многих из нас,
преподавателей и руководителей вузов, пока еще нет четкого понятия о
том, что представляет собой это новшество. Может быть, эта система
образования будет аналогична американской. Но уже сейчас видно одно
очень большое различие: в Америке среди учащихся физкультура и спорт
стоят отнюдь не на последнем месте. Студентов, которые показывают
отличные результаты в каком-либо виде спорта, переманивают к себе
лучшие вузы страны, потому что для них это очень престижно. Такие
спортсмены хорошо поддерживаются и материально.
У
нас же на развитие физической культуры среди студентов не
предусмотрены так называемые кредитные часы, и поэтому во многих
учебных заведениях эта дисциплина отсутствует вообще. Естественно,
физическое воспитание и спорт – это разные ветви направления
физического совершенствования, и в школах физкультура как-то еще
преподается. А молодежь, поступившая в институт, университет или
академию, желая получить всестороннее образование, лишена
возможности проявить себя в качестве спортсмена – по этому предмету
нет кредитных часов, и в результате нет аттестации. А зачем молодому
человеку тратить лишние силы, если это никак не оценивается?
Учеба в вузе рассчитана на 4 года, но кредитная технология позволяет
учиться и более длительное время, то есть, если ты не сдал экзамены,
то тебя не отчисляют, потому что ты оплатил вперед. Такая система
существует и в Америке. Но все-таки спорт у них – на высоком уровне,
каждый студент просто обязан заниматься каким-либо видом, потому что
там понимают: студенчество – это возраст, когда здоровью необходима
поддержка и забота.
Наши же условия таковы, что, как правило, спортсмены высокой
квалификации платить деньги за свое обучение не могут, потому что у
них нет возможности заработать, а иной материальной поддержки нет.
Поэтому, я думаю, нужно вернуться к прежней системе объединения
студентов, которые активно занимаются спортом, в спортивное
общество, чтобы оно могло помочь тем, кто подает надежды в спорте.
Ведь это, может быть, будущее нашей республики.
Мне думается, что это можно осуществить на базе
«Научно-практического центра», который есть и работает. Это
предприятие государственное, и если его наделить какими-то правами,
то оно бы успешно работало.
Арещенко Анатолий Иванович, профессор, зав. кафедрой физ. воспитания
КазНУ.
Я
очень обеспокоен положением с физической культурой и спортом в
вузах, создавшимся на данный момент в республике из-за отсутствия
финансирования. Получается, что будущий потенциал нашей страны
полностью лишен возможности заниматься укреплением своего здоровья:
в школах этот предмет как-то еще проводится, более взрослые сами
понимают важность этих занятий, а вот молодежь… Конечно, это, может
быть сразу впрямую и не сказывается, но последствия могут быть
необратимы. Обязательно нужно, чтобы на физвоспитание студентов
отводилось хотя бы 3-4 кредитных часа в неделю, причем весь период
обучения – с первого курса до последнего, А не как сейчас, с
перерывом в два года. Естественно, как можно говорить о студенческом
спорте, который в основном и готовит молодых спортсменов для
республики? Ведь известно, что вузы дают почти 70% в составы
национальных сборных!
Сейчас, насколько мне известно, наметился сдвиг – Министерством
образования и науки готовится новый Закон об образовании, и хотелось
бы, чтобы он учитывал Указ Президента РК Н. А. Назарбаева от 30
марта 2006 года, где, в частности, намечена цель – создание
эффективной системы физического воспитания населения и развития
спорта для повышения конкурентоспособности казахстанских спортсменов
на международной спортивной арене и ставится задача разработать и
реализовать государственную программу развития физической культуры и
спорта на 2007–2009 годы.
И
еще одно замечание: может быть министерству образования и науки, под
эгидой НПЦ в связи с отсутствием бюджетного финансирования
целесообразнее развивать 12–15 видов спорта, а не 35, как это
делается сейчас.
Комментарий автора: Мои занятия спортом начались в горнолыжной
секции ДСШ ДССО «Буревестник», выступая в составе этой команды, я
был чемпионом Казахстана, входил в сборную республики, участвовал в
Чемпионатах СССР. Окончив среднюю школу поступил в КазГУ и продолжал
заниматься любимым спортом. В период 1966-1967 г.г был играющим
тренером объединенной команды горнолыжников вузов Казахской ССР.
Затем, увлекшись теннисом, многие годы был организатором
студенческих соревнований по теннису городского и республиканского
масштаба. Параллельно тогда проводились соревнования среди
сотрудников и преподавателей по разным видам спорта и в частности по
теннису. В 1988 году я был тренером студенческой команды нашей
республики и команда достойно выступила на последней Универсиаде
СССР, заняв 10 место. После приобретения независимости у наших
студентов повысились шансы участвовать в о Всемирных Универсиадах и
я приложил массу усилий для того чтобы флаг нашей страны поднимался
на этих соревнованиях уступающих по своему значению и зрелищности
только Олимпийским играм. В 2006 году я был тренером нашей команды
теннисистов на первой Универсиаде Азии в Китае. Среди моих
воспитанников есть мастера спорта, я судья республиканской
категории по теннису, спортивный журналист…
Потому что вся моя жизнь связана со студенческим спортом мне
хотелось бы отметить несколько моментов:
1.
Занятия физкультурой и спортом полезны для здоровья студентом,
поэтому введение кредитов на физвоспитание целесообразно, однако
для этого необходимо чтобы в вузах были современные стадионы и залы.
2.
Активно тренирующимся спортсменам высокой квалификации разрешить не
посещать занятия по физкультуре.
3.
Создать спортивное студенческое общество со своим календарем
соревнований и бюджетом.
Урал Аманжолов
P.S. STYLE: В 2006 г. министру образования и науки госпоже Айтимовой
и министру туризма и спорта Республики Казахстан господину
Досмухамбетову за подписями заведующего кафедрой физического
воспитания и спорта КБТУ профессора, заслуженного тренера РК С.
Нуржанова, заведующего кафедрой физического воспитания КазНУ им.
аль-Фараби, профессора, заслуженного тренера РК А. Арещенко и
заведующего кафедрой физического воспитания и спорта АО КазАТК им.
М. Тынышпаева Е. Мухиддинова отправлены письма о том, что во многих
вузах нарушается Закон РК от 2 декабря 1999 года «О физической
культуре и спорте», где говорится: «Обязательные уроки физического
воспитания проводятся: в дошкольных учреждениях не менее восьми
часов в неделю, в общеобразовательной школе – не менее трех, в
профессионально-технических школах, колледжах, лицеях, высших
учебных заведениях – не менее четырех часов в неделю в течение
всего периода обучения».
Специалисты, обеспокоенные положением студенческого спорта в
Казахстане, хотят добиться выделения кредитных часов на эту учебную
дисциплину и включить ее в сетку часов учебного расписания.
Будем следить за развитием событий.