АСЫКИ И ЛЯНГА
ИГРЫ ДЕТЕЙ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА
И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Весна и о сень в Алма-Ате прекрасные времена года! Весной Алма-Ата – рай земной! Все цветет, зелень ярко-зелена, как на картинах художников. Осенью море фруктов на базарах. Район Алма-Аты за Пугасовым мостом через речку Малая Алмаатинка называют Компотом. Улицы Садовая, Вишневая, Дачная, Яблочная, Грушовая… Рядом с Пугасовым мостом на улице Грушовой растет могучий дуб в три обхвата и возрастом в три века не менее. Там же тогда находилась наша любимая Детская библиотека им. Крылова, размещавшаяся в доме верненского купца Пугасова, а рядом с библиотекой – знаменитая алма-атинская «Полянка», на которой ребята играли в разные игры. Да, а игры! Какие были игры! «Казаки и разбойники» и «В кандалы закованы»,… «А мы просо сеяли, сеяли…», «Салки», «Солдатики», «Лапту»… Однако ярким воспоминанием остались наши среднеазиатские игры: весной в Асыки и осенью в Лянгу. Разновидности игр в асыки много: «Алче», «Таган», «Круг», «Шик-Бук» и «Дорчке» (игроки пинают асык, когда он встанет на сторону «Алче», то это выигрыш, а на «Таган», то проигрыш какой то ставки. Слова то, какие!? Это же чисто весенняя игра. Что такое асык сейчас не все знают. Это такой «подшипник» в коленном суставе у баранов и овец. Желательно все же у первых брать его. Тогда можно было сделать «асык-биток». Это будет «Сака», у русских есть подобная игра, она называется «Бабки». Бабки тоже косточки какого-то животного, по-моему – свиньи. Когда у тебя хорошая «Сака», то шансы выиграть резко возрастают, тем более в нее больше свинца можно залить. Знаю, что раньше ханским и султанским детям заливали даже золотом. Спектакль в Казахском театре драмы так и называется « Алтын Сака». Асыки красились в разные цвета, и в зависимости от размера и цвета они имели свои имена и разную цену. Самые дешевые – маленькие «простушки» никогда не красили. Во дворе музея Спортивной славы Казахстана лежит гигантский асык в позиции «Алче» и на нем написано по-казахски «Асығың алшысынан тұрсын!», т.е. «Пусть вам улыбнется удача!». Как здорово глазомер и точность руки развивались при игре. А вот игра в пинание асыка, это нездоровый азарт и все плохое вплоть до вытаскивания из дома ценных вещей…типа игры в «Орлянку».
Осенью, когда мы шли в школу, повальным увлечением становилась еще одна игра, глкоторая называлась «Лянга», название по-видимому китайское. Иероиф -лян означает «два» или «пара», а -гэ значит штуки. Мальчики играя считают: «Оп па - пара, оп па - две…». Да так оно и есть, недаром, это излюбленная игра наших дунган. А они то по типу и кухне скорее китайцы, хотя и мусульмане. Вот это игра всем играм игра! Играя, физически мальчишки развивались очень быстро. Это вам не тренировки под контролем старших, а игра в чистом виде. Вот начал восторгаться, а многие даже и не представляют себе, что это такое. Рассказываю: надо взять большую монету пробить в ней дырку гвоздем, пробить потому, как тогда в 50-х не было даже понятия о сверлах и дрелях (в Китае были монеты с дырками). Затем взять пучок конских волос из гривы или хвоста, а еще лучше белоснежную козлиную шерсть длиной 8-10 см продеть в дырку в монете и закрепить ее там, подпалив шерсть снизу монеты. Лянга готова. Теперь игра, были простые и сложные фигуры. Простушки, носки, люры и комбинации разных, всех уж и не упомню. Однако это чисто заказная игра. Вот если я заказал «люр» 20 штук, то уж другим игрокам сделать надо столько же иначе их ждало наказание. Называлось это «малаить». Наверно кто-то читал о путешествиях Миклухи–Маклая, а наша пропагандистская машина всегда трубила об угнетенных народах Востока, да это и была правда в чистом виде касательно малайцев. «Малаиться» т.е. прислуживать приходилось до тех пор, пока не сравнивался счет невыполненных подбиваний лянги в заданной комбинации фигур. Выглядело это так, малающейся кидал лянгу на ногу победителю. А тот запинывал ее куда подальше. Затем, штрафник бежал, искал, находил эту лянгу и снова кидал ему на ногу. Малаинье заканчивалось и тогда когда удавалось поймать лянгу после удара победителя. В каждой школе, в каждом классе и в каждом дворе были свои чемпионы, но все же в школах чаще играли, чем во дворах. Несмотря на то, что и сам я весьма неплохо играл, но запомнился мне все же чемпион алматинской школы №33 – Генка Веригин – семиреченский казак. Гора «Кок-Тюбе» именовалась до 60-х прошлого века «Веригиной горой». Хорошо физически развитый, без крупинки жира, да впрочем, в те времена редко когда встречались полные мальчишки, их нещадно обзывали «жиртрест». Генка свободно выбивал до ста «люр-безок» правой и левой ногой. Играть с ним серьезно не было смысла. Да, «люру» делают так: подбросив лянгу слева или справа от себя правой или левой ногой из под другой ноги подпрыгнув подбиваем «лянгу» и если это «безка», то снова побивать так же, все это подпрыгивая каждый раз… Более просто было чередовать «люры» с «простушками», т.е правой или левой ногой перед собой сбоку. Носком тоже били, как в футболе. Вот только почему-то наши родители боялись этой игры, говорили, что может образоваться грыжа. Не встретился мне ни один такой случай. Вот такие игры были в те времена, когда еще не пришел пинг-понг в наши дворы, да и футбольные мячи были не доступны всем мальчишкам, а асыки и лянги всегда были в арсенале пацанов.
С тех пор многое изменилось, занятия спортом стали почти везде платными. Доходы многих родителей не позволяют приобретать дорогостоящий инвентарь и дети слоняются по улицам в поисках «приключений», которые приводят их к знакомству с милицией и наркотиками. Поэтому возрождение наших игр кажется мне актуальным и своевременным. Правила, которые я написал для наших детей, помогут им освоить эти игры. Во Франции всюду в городах и селах мужчины играют в подобную асыкам игру. Французы называют ее «Були». Металлические шары кидают в такие же лежащие на площадке и так же измеряют при попадании расстояние ступнями. Площадки для этой игры небольшие и играют сразу несколько человек. Дорогие мужчины не стесняйтесь, играйте вместе со своими детьми. Эти игры помогут Вам сохранить физическую форму на много-много лет!
Урал Аманжолов
ИГРЫ В АСЫКИ ( АЛЬЧИКИ )
ПРАВИЛА
Игральные принадлежности: вычищенные и окрашенные асыки разных размеров и « сака » залитая свинцом или обмотанная медной проволокой. Играть можно на любой свободной площадке.
1. КРУГ
- На земле (асфальте) чертится круг диаметром 1,5-2 метра (по желанию).
- В центре круга проводиться линия, длина которой зависит от количества игроков и асыков. Это называется « кон».
- Каждый игрок ставит на кон свой асык на ребро « алче» или « таган» . Нельзя ставить подряд два асыка одной стороной, если кто-то по невнимательности так поставил, то любой другой игрок может конфисковать его асык, и тогда для участия в игре оштрафованный должен поставить на кон свой другой асык.
- У каждого игрока должна быть своя « сака» (асык-биток), которая, как правило, имеет ценность нескольких простых асыков, в зависимости от размера, окраски и заливки свинцом или другим цветным металлом.
- Право первого броска разыгрывают по жребию, следующим образом: все вместе игроки подбрасывают свою - « сака» . Эта процедура называется « юриться ». Игрок, – чей асык первым встанет на ребро « алче » или « таган » будет играть первым и соответственно вторым. Если же асыки встанут на « алче » у нескольких игроков, то они между собой снова « юрятся» . То же самое, если у нескольких игроков « таган ». Если выпадает « алче » и « таган» , то преимущество за « алче ».
- В 2-5 метрах от круга (по договору), рисуют мелом или кирпичом линию и с нее игроки будут прицельно бросать свою « сака » пытаясь попасть в асыки стоящие на кону.
- Все игроки сначала бросают свою « сака » с исходной черты, до тех пор пока кто-нибудь не попадет в асыки стоящие на кону.
- Если игрок попадет в асык на кону и тот будет выбит из круга, то игрок забирает его и с линии круга снова бросает свою « сака » в асыки стоящие на кону уже с линии круга .
- В случае промаха ход переходит к следующему игроку, в порядке очередности.
- Когда было хотя бы одно попадание в асыки на кону, все игроки бросают « сака» с линии круга.
- Если игрок попал в асык стоящий на кону и не выбил его из круга, ход переходит к другому игроку, который должен выбить поваленный асык из круга.
- Если игрок попал в асык и не выбил его из круга, но « сака» станет на « алче» , то игрок получает дополнительный ход и снова кидает с линии круга.
- Если асык выйдет из круга, выбивший его станет владельцем.
- Если асык остался в круге, то следующий игрок с линии круга выбивает его из круга. Выбивает через дальнюю сторону « алыс », или ближнюю « жакын », по договору вначале игры.
- В случае, когда выбиваемый асык остановился на линии круга, сам игрок бросает его в круг.
- Если у игрока закончился запас асыков, он может разменять « сака» на несколько « простушков » и играть ими.
- Играют до тех пор, пока на кону есть асыки.
2. КВАДРАТ
Правила « КВАДРАТА » очень похожи на правила игры «КРУГ» .
О тличия:
- Чертится на земле квадрат или прямоугольник.
- Если одна сака попадет по асыкам и не выйдет из квадрата, тогда следующий игрок кидает свою « сака » с места где лежит сака этого игрока.
- Если и этот игрок не выбил лежащий асык попав в него, то следующий за ним кидает свою « сака » с места где лежит « сака » предыдущего, но если же предыдущий игрок не попал в асык, то игра продолжается с линии квадрата, с любой стороны.
3. КОН (УШ ТАБАН)
- На земле (асфальте) чертится линия, длина которой зависит от количества игроков. Это будет « кон».
- Каждый игрок ставит на кон один свой асык. По договору можно ставить несколько асыков.
- Игроки ставят на кон свои асыки на ребро « алче» или « таган» . Нельзя ставить подряд два асыка одной стороной, если кто-то по невнимательности так поставил, то любой другой игрок может конфисковать его асык, и тогда для участия в игре оштрафованный должен поставить на кон свой другой асык.
- В 3-5 метрах от круга (по договору), рисуют мелом или кирпичом линию и с нее игроки будут прицельно бросать свою « сака » пытаясь попасть в асыки стоящие на кону.
- Пусть « сака » играющего попадет в асык стоящий на кону и расстояние между ними будет не меньше чем три его ступни, тогда игрок забирает этот асык, и делает следующий удар.
- Если « сака » играющего не попадет в асык, ход переходит следующему игроку.
- Если « сака » играющего попадет в асык, но расстояние между « сака » и этим асыком меньше 3-х ступней, следующий удар он произведет с того места, где лежит его « сака » когда подойдет его очередь.
- Если « сака » играющего не попадет в асык следующий удар он произведет с исходной линии.
- Ход переходит следующему игроку.
- Если играющий попал в асык и не забрал его, а « сака » встанет на « АЛЧЕ» игрок получает право на дополнительный удар.
- Игрок не попавший в асыки, когда его « сака » остановилась, должен сказать слово « ЖАТСЫН », иначе соперники могут сказать слово « КЕТСЫН » и запнут его « сака» куда подальше и он будет следующий ход играть с того места где лежит его « сака » .
4. ШИК – БУК
Игра иногда носит название « ТАГАН » или « МАНАЙ »
- Асыки ставятся на кон. Каждый игрок ставит на кон один свой асык. По договору можно ставить несколько асыков.
- Игроки ставят на кон свои асыки на ребро « алче» или « таган» . Нельзя ставить подряд два асыка одной стороной, если кто-то по невнимательности так поставил, то любой другой игрок может конфисковать его асык, и тогда для участия в игре оштрафованный должен поставить на кон свой другой асык.
- В определенным месте в 2-3х метрах от кона все игроки бросают по очереди один раз свою « сака ». Игрок чья « сака » встала на « таган » забирает все асыки стоящие на кону.
- В случае когда чья то « сака » встанет на « алче » хозяин бросает ее на землю куда хочет, (обычно в сторону асыков стоящих на кону).
- Если она не встанет на « таган» , тогда следующий стреляет по желанию в « сака» первого или в асыки на кону с того места, где начиналась игра, иначе е сли следующий попадет в «сака» предыдущего, то он возьмет асык с кона, а для владельца этой «САКА» игра закончиться. Когда на кону у него несколько асыков игра продолжается .
- Игроки подкидывают свои « сака » по очереди до тех пор пока у кого-то сака не встанет на сторону « алче» или « таган».
- Если игрок попадет в любой другой асык, надо смотреть, как они лежат.
- Правило « бук-бук и шик-шик» .Асык забирается, когда оба асыка после удара лежат в одной плоскости. Замечание: если ваша « сака» стоит на « таган» , то вы тоже забираете асык.
- Если этот игрок не попал в « сака » или асыки кона или не забрал асык согласно правила « бук-бук и шик-шик». то ход переходит следующему. (Когда игроков два начинает играть первый). Теперь он может кидать свою « сака » в « сака » любого игрока или асыки на кону.
- Если сака встанет в позицию « омпа» или « жанта» игрок еще раз еще раз бросает свою « сака» в этот асык.
- Игра продолжается до тех пор пока на кону есть асыки.
ЛЯНГА
Исконно центрально-азиатская игра. Больше всего в нее играют осенью, когда идет стрижка овец и коз. Для игры берется монета с дыркой или просверливается дырка в монете. Можно вместо монеты взять любую пластинку металла и проделать в ней отверстие. Затем нужно подобрать пучок шерсти длиной 6-7 см. лучше всего подходит шерсть коз. Можно брать конский волос или шерсть любых животных. Затем этот пучок шерсти продевается сквозь отверстие и закрепляется с другой стороны путем приклеивания или поджигания или любым иным способом. Верхняя часть расчесывается и « лянга » готова к игре.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- Разыгрывается жребий на право первого хода, если участников больше 2-х, то разыгрывается вся очередность.
- Игра начинается с простейшей фигуры. Первый участник назовем его « Хозяин », выполняя это упражнение, тем самым заказывает другим игрокам выполнить такое же количество подбиваний.
- Если кто-то из участников не смог выполнит этот заказ, то он превращается в « Малая » ( слугу) и должен отмалаиться (отслужить) « хозяину ». Другие участники игры могут активно участвовать в процессе малаинья, отбивая « лянгу » в сторону от штрафника.
- Проигравший подбрасывает « лянгу » на ногу заказчика и тот ударом ноги забивает ее подальше, а « малай » бежит за ней и снова бросает на ногу « хозяина ».
- Количество подбросов равно разнице между заказом и числом выполненных ударов.
- Малаинье может быть закончено, если оштрафованный игрок поймает « лянгу » с ноги заказчика или когда выполнит число подкидок равное штрафу или « хозяин» промахнется по подброшенной « лянге ».
- Если штрафник сумеет подбить « лянгу » ногой (не касаясь ее руками), и затем поймал ее то тот игрок, ноги которого последним коснулась « лянга » превращается в « иалая ». Он будет служить столько раз, сколько раз подбил « лянгу» поймавший ее прежний « иалай» .
- Если « иалай» поймал « лянгу» с ноги другого игрока, то тот занимает его место, т.е. становится « иалаем », и отрабатывает оставшееся число служений « хозяину ».
- Когда первый оштрафованный отмалаится наступает очередь следующего и т.д.
- Затем « хозяином » становиться следующий игрок. Теперь он заказывает игру.
- Когда все игроки побывали в роли заказчика первой фигуры, (упражнения) переходят к следующей фигуре.
Последовательность фигур в игре
- «простушки» правой ногой;
- «простушки» левой ногой;
- «боки» правой ногой;
- «боки» левой ногой;
- «носки» правой ногой;
- «носки» левой ногой;
- « простушоки + боки » (правой и левой ногой);
- «простушоки + носки » (правой и левой);
- «Люры+простушоки» (правой и левой);
- Люры–безки (правой и левой);
- «Подколненники + простушки» (правой и левой);
- «Подколненники»
В игре возможные вариации: Иногда простые фигуры исключаются. Могут быть изобретены новые фигуры. Игроки вправе выйти игры на любой стадии, естественно закончив начатую ими комбинацию. Комбинированные фигуры считают парами: «Оп-па!» - пара, «Оп-па!» - две,…
ТЕРМИНЫ
- АСЫК – игральная кость казахов. Как правило это асык мелкого рогатого скота.
- АЛЧЕ – асык лежащий на ребре, гладкой стороной снизу.
- ТАГАН – асык лежащий на ребре, гладкой стороной сверху
- БУК – асык лежащий на животе.
- ШИК – асык лежащий на спине.
- ОМПА – асык стоящий на задней части .
- ЖАНТА – асык стоящий на рогах .
- САКА – асык-биток, которым игрок выбивает стоящие на кону простые асыки. Как правило это асык крупного барана. Ценность ее несколько простых асыков, в зависимости от веса, заливки цветным металлом и цвета.
- ЮРИТСЯ – кидать жребий.
- КЕТСЫН – лети подальше.
- ЖАТСЫН – пусть лежит.
- УШ ТАБАН – три ступни на которые должен отлететь выбиваемый асык. Расстояние измеряется ступней кидавшего.
- КОН – линия на которую ставят асыки.
- ТОРТБУРУШ – КВАДРАТ - название игры.
- ЖАЙ – ПРОСТУШОК, - асык овцы или ягненка
- АЛЫС ( далеко ) – асык лежащий в круге выбивают в дальнюю сторону.
- ЖАКЫН ( близко ) – асык лежащий в круге выбивают в ближнюю сторону.
- ЛЯНГА – монета с дыркой сквозь которую продет пучок шерсти. Напоминает бадминтонный волан.
- ХОЗЯИН – игрок заказавший комбинацию фигур.
- МАЛАЙ- игрок штрафник.
- МАЛАИТСЯ – служить хозяину.
- ОТМАЛАИТЬСЯ – закончить служение хозяину.
- ПРОСТУШОК – подбивание лянги ногой внутрь впереди туловища
- БОКИ – подбивание лянги ногой наружу впереди с боку туловища.
- НОСКИ – подбивание лянги носком ноги.
- ЛЮРА – подбивание лянги ногой в прыжке сзади туловища.
- ЛЮРЫ–БЕЗКИ – комбинация люр, без простых промежуточных фигур.
- ПОДКОЛЕННИК – подбивание лянги ногой в прыжке из под колена сбоку от туловища.
[ в начало статьи ] [ к списку статей ] |
|
Аманжолов Урал Сарсенович – доцент Казахского национального технического университета, автор ряда статей по надежности технических систем; горнолыжник в прошлом, теннисист параллельно; автор "Англо-Русско-Казахского словаря по надежности" и учебных пособий на русском и казахском языках.
Его рассказы о теннисе и горных лыжах публиковались в журналах "Зеркало", "Рестораны и развлечения", "Pro Sport Kazakstan", "Style" и газетах "Столичная жизнь", "Sport&KS", "Pro Sport Kazakstan", "Аргументы и Факты Казахстан", "Известия", "Мегаполис". Некоторые статьи вы можете найти на этом сайте!
|
|
|