Статьи      |      Книги       | Фотоальбом |    Гостевая    |

На главную страницу  |  Рейтинг@Mail.ru

И ЛЬЕТСЯ ПЕСНЯ, СВОБОДНО ЗВОНКО

Диск Лещенко

Все что было, все что ныло
Все давным – давно уплыло
Только ты моя гитара
Прежним звоном залита






СССР, середина 50-х прошлого столетия, хрущевская оттепель приоткрыла двери железного занавеса и в эту щель стала потихонечку проникать информация о том, как и чем живут люди в «загнивающем» капиталистическом мире. Источниками такой информации были радио и кино, а также журналы, пластинки.

В это время я впервые услышал задушевные песни в исполнении Петра Лещенко. Помню как мы, затаив дыхание, слушали «Голубые глаза», «Татьяна», «Буран», «Синяя рапсодия», «Чубчик», «Моя Марусечка», «Марфуша», и конечно же «У самовара». Мы тогда думали, что Лещенко - эмигрант, а оказалось не так. Только в конце 80-х во времена «перестройки» советские люди узнали о нем правду. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила шесть долгоиграющих пластинок, на обложках которых описана вся жизнь этого выдающегося певца. Счастливым обладателем этой коллекции стал и я. Теперь хочу рассказать о нем вам дорогие читатели журнала «STYLE».

Петр Лещенко первооткрыватель нового жанра лирических песенок, в ритмах модных тогда танцевальных мелодий. Гастролируя по многим странам, пел песни на русском языке, в этих же странах огромными тиражами выпускались десятки граммофонных пластинок. Миллионы слушателей познакомились с русскими романсами и некоторыми из лучших советских массовых песен.<\p>

Родился Петр Константинович 14 июня 1898 под Одессой в селе Исаево. Уже в детстве у Пети обнаружились музыкальные способности. В семь лет он выступил перед казаками в своем селе, за что получил котелок каши и буханку хлеба... В 1909 его семья переезжает в Бесарабию, в Кишинев. Петя учится в церковно-приходском училище, там у мальчика замечают хороший голос и зачисляют его в архиерейский хор.

В 17 лет Петя был призван в школу прапорщиков, а через год он уже в действующей армии. В одном из боев он получил ранение и попал в Кишиневский госпиталь. А в это время румынские войска захватили Бесарабию. Лещенко, как и многие другие, оказался оторванным от Родины, став "эмигрантом без эмиграции". Чтобы заработать на хлеб юноша вступает в театральное общество "Сцена", и выступает между сеансами в кинотеатре "Орфеум", представляя модные в то время танцы (среди которых - лезгинка) и много гастролирует по Бесарабии.

В 1925, он приезжает в Париж, где выступает в гитарном дуэте и в балалаечном ансамбле "Гусляр": Петр пел, играл на балалайке, потом появлялся в кавказском костюме с кинжалами в зубах, молниеносно и ловко втыкал кинжалы в пол, затем - лихие "присядки" и "арабские шаги". Успех был потрясающий. Там же в Париже Петр поступает в балетную школу. В этой школе он знакомится с ученицей из Риги Зинаидой Закит. Разучив несколько оригинальных номеров, они выступают в Парижских ресторанах, и всюду имеют успех... Вскоре эта танцевальная пара становится парой супружеской. Молодожены совершают большую гастрольную поездку по странам Европы, выступая в ресторанах, в кабаре, на театральных сценах. Всюду публика восторженно принимает артистов.

В середине 30-х годов на эстрадные подмостки вместе с братом и его женой вышли младшие сестры Лещенко - Валя и Катя, одаренные танцовщицы. Возник оригинальный семейный музыкально-хореографический ансамбль «Трио Лещенко», причем сестры исполняли русские танцы.

Успехам способствовало, вне всякого сомнения, и очень личностное, трепетное отношение певца к каждой исполняемой вещи. Лещенко не только пел, но как бы внутренне «проживал» сюжеты тех же «Татьяны», «Марусечки» или «Марфуши», «В цирке» или «Не уходи». Вносил элементы драматизма, иронии, шутки, улыбки. Это редкий дар, им наделены немногие исполнители. И уже окончательно покорял слушателей сочный, красивый по тембру голос (высокий баритон), которым артист превосходно владел.

Певец почти каждый год приезжал в столицу Латвии, давал концерты, делал грамзаписи. Лещенко влекла на берега Даугавы возможность обновления и пополнения репертуара. Ведь тут жили его близкие друзья - Оскар Давидович Строк и Марк Григорьевич Марьяновский, авторы множества исполнявшихся артистом песенок, танго и фокстротов. Эти одаренные люди (им принадлежали обычно и музыка, и тексты) сочиняли свои произведения «не вообще», а с точным адресом — специально для Петра Константиновича, с учетом его актерского темперамента и исполнительской манеры. Содружество оказалось плодотворным и счастливым. Такие шлягеры 30-х годов, как «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька родная» Оскара Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Марфуша», «Дуня» Марка Марьяновского и другие, впервые были исполнены Петром Лещенко. С его «подачи» они звучали в концертах, с граммофонных пластинок.

Лещенко записывался на граммофонные пластинки в Германии, Англии, Латвии на фирмах "Раrlорhоп", "Со1umbia", "Bellacord”, позже "Еlесtгесогd” (Румыния). Его легко узнаваемый голос, оригинальные песенки, зачастую сочиненные им самим, под которые так приятно было отдыхать или танцевать, звучали на всех континентах. Причем никого из зарубежных слушателей не смущало, что артист пел на незнакомом им русском языке. Главное было, как он пел. А пел с душой, искренне, то улыбаясь, то грустя. Ему аккомпанировали лучшие европейские оркестры: братьев Генигсберг, братьев Альбиных, Герберта Шмидта, Николая Черешни. Грамзаписи Петра Лещенко привлекают уже не одно поколение слушателей. И это убедительно свидетельствует о том, что в лучших своих песнях он достигал подлинного искусства. Когда во Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» началась работа над первой пластинкой широко известного в 1930-х годах за рубежом певца Петра Лещенко, составители рассчитывали на ее успех, прежде всего у любителей старой эстрадной песни, у людей пожилого возраста, которым посчастливилось познакомиться с самобытным искусством артиста еще в «патефонном» звучании. Однако в хит-параде грамзаписей, постоянно проводящемся ТАСС и редакцией газеты «Комсомольская правда», ретро-пластинка «Поет Петр Лещенко» уверенно заняла в июне — июле 1988 года первое место, опередив по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных групп и ансамблей. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся, решенные в старых танцевальных ритмах песенки 30-х годов о любви, верности, дружбе, встречах и расставаниях, разлуках и печалях, о теплоте простых человеческих отношений оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей. Причем, практически, всех возрастов. Словом, возвращение из забвения певца, блиставшего более полувека назад на концертных площадках Западной Европы, пришлось по вкусу всем.

Репертуар пластинок Лещенко интересен, прежде всего, тем, что возможность судить о разнообразии палитры артиста. Помимо непременных танго и фокстротов, звучат бытовые романсы и песенки, образцы «цыганщины» 20-х годов и даже «народная песня», как определен на этикетке старой пластинки жанр «Чубчика». А многие аранжировки вполне профессионально выполнены самим Петром Констановичем. В отдельных записях звучит гитара, которой он мастерски владел.

В общем, это целый пласт полулузабытых мелодий, несомненно, ярко запоминающихся, но почти не знакомых современным слушателям. Они могут, несомненно, принести радость всем, кому дорого и интересно песенное искусство, кто смог по достоинству оценить талант Петра Лещенко и очарование его песен.

Его яркая жизнь закончилась трагически. Говорят, что посадили его в тюрьму за то, что, собрав своих друзей на прощальный ужин, он, подняв бокал, сказал: "Друзья! Я счастлив, что возвращаюсь на Родину! Моя мечта сбылась. Я уезжаю, но сердце мое остается с вами." Последние слова и погубили его. В марте 1951 Лещенко арестовали, а в 1954 году он умер в румынской тюрьме. Так перестал звучать голос "любимца европейской публики Петра Константиновича Лещенко".



Урал Аманжолов

 

[ в начало статьи ] [ к списку статей ]


Аманжолов Урал Сарсенович – доцент Казахского национального технического университета, автор ряда статей по надежности технических систем; горнолыжник в прошлом, теннисист параллельно; автор "Англо-Русско-Казахского словаря по надежности" и учебных пособий на русском и казахском языках.
     Его рассказы о теннисе и горных лыжах публиковались в журналах "Зеркало", "Рестораны и развлечения", "Pro Sport Kazakstan", "Style" и газетах "Столичная жизнь", "Sport&KS", "Pro Sport Kazakstan", "Аргументы и Факты Казахстан", "Известия", "Мегаполис". Некоторые статьи вы можете найти на этом сайте!

Урал

Сайт создан в системе uCoz