Статьи      |      Книги       | Фотоальбом |    Гостевая    |

На главную страницу  |  Рейтинг@Mail.ru

     Чимбулакские истории

В солнечной Алма-Ате в далекие времена

     И, стрелою из под веток
     Вылетая на простор.
     На лучистых, легких лыжах
     Реять с белых гор.
               В. Набоков "Белый рай"

     Main hertz im dain berg!
               (надпись на брелке)

     На востоке Алма-Аты, в дачном районе "Компот", за речкой Казачкой, улица Кирова, сейчас Богенбай батыра, каким-то замысловатым зигзагом переходила в нашу первую горку. Почему-то она называлась "Молодуха" и имела очень непростой профиль, там то мы зимой 1956 года увидели впервые слаломистку, которая промчалась вниз, так что мы все и ахнуть не успели. На горке наша компания – мальчишки 12-13 лет – стала осваивать прямые и косые спуски и горнолыжные приемы типа поворот переступанием, плугом и упором. Дальше в горы регулярно ходить мы начали несколько позднее т.к. не всегда могли прорваться через заслон деревенских, в основном чеченских пацанов, а если и прорывались, то всегда были проблемы с возвращением. Особенно хотелось им отобрать у нас что-нибудь, желательно лыжи. Все-таки это была их территория, а у себя дома все "смелые". Приходилось искать обходные пути, и тогда путешествия заканчивались в районе Порт-Артур.
     Слева от Веригиной горы (Кок-Тюбе), на территории колхоза "Алатау" – гора, с которой тогда катались алмаатинцы, здесь же проводились лыжные занятия института физической культуры. Колхоз этот раньше носил имя Иосифа Виссарионовича Сталина. Бюст "Великого и Ужасного" стоял – обрастая мохом в палисаднике правления колхоза до брежневских времен, а потом куда-то исчез. До этой горы около 30 минут быстрой ходьбы. Там был, как тогда нам казалось, настоящий лыжный рай. Правда, это было тогда "когда деревья были большими". Кто бывал в Алма-Ате и гулял по алма-атинским прилавкам – это начало гор, представляет, как здорово бежать на лыжах по удивительно плавно изгибающемуся коридору между двух склонов, а сверху из голубизны сияет солнце! Но, мы мальчишки, предпочитали спуски с этих самых склонов, причем любой крутизны! Лыжи то были простые. Помню, однажды остановившись, у как тогда казалось почти отвесного склона, ну так градусов 60 примерно, у кого-то возникла идея спуститься напрямки вниз. Никто не решался, и только чей то возглас "что боишься", заставил меня броситься сломя голову вниз, куда потом свалилась и вся ватага. Хорошо еще снег был глубокий и мы не поубивались, а могли бы т.к. выката не было никакого. Собственно говоря, в этом "Эдеме" было две горы и их разделяло ущелье, которое, постепенно расширяясь, носит название "Широкая щель". Ближняя гора называлась "Слон", а та за щелью "Скоростной спуск", почему так, не знаю, наверное, потому что ближняя была выше и круче. А дальняя, пониже. Но спуск с нее был затяжным и рельеф более разнообразный. Все возможные места для спусков мы конечно исследовали. Где можно и где нельзя все равно катались, чаще всего кубарем.
     Вот на Слоне то, мы и увидали настоящих горнолыжников. Вообще то их часто видели зимой, возвращающихся домой по нашей улице, прямо на лыжах! Снега было много, а машин мало. Мы тогда не знали ни фамилий, ни имен этих ловких парней и девушек, которые спускались вниз с горы, огибая причудливо расставленные в снегу палки. А из-под лыж у них вырывались столбы снежной пыли. Да и там же справа был трамплин – самодельный конечно, но в Алма-Ате тогда еще не было настоящего. Прыгуны, а среди них тоже наши старшеклассники, Генка Веригин, Генка Усков, других я не знал, летали за 30 метров, шел, напомню 1956 год.
     Все же мы заразились слаломом, а не прыжками или гонками, может потому что одна женщина, из группы спортсменов подъехав к нам, спросила:
     "Ну что, нравится? Тогда приходите записываться ко мне в секцию" А это была наша Александра Ивановна Артеменко – горнолыжница, чемпионка СССР, долгое время не было равных ей в стране Советов. У нее уже занимались наши старшие пацаны Гена Бакай, Володя Зальцман, Валек Митрозаев, Толик Полумисков...Что мы и сделали, в следующем сезоне, мы, – горнолыжники!
     К сожалению, все эти пригодные для лыжного спорта места, рядом с городом ушли под дачи. Правда есть идея городского акимата восстановить лыжные места вокруг города – их у нас – сколько угодно. Для этого нужны не очень большие вложения, но окупится все и спортивными успехами и деньгами и главное здоровьем.
     А дальше – Чимбулакская история.

Йолари о-хо-времена

     Лыжи – это может быть не есть счастье,
     но вполне может его заменить
               О. Боннэ "Лыжи по французски"

     ...лечу с Верблюда, залетаю в люльку,
     В Вираж вписался, и в трубу прошел,
     А в Бабьей яме поломал я ногу...
               (из горнолыжной песни)

     Через год мы уже по воскресным дням стали подниматься на Чимбулак, что само по себе достаточно сложно, т.к. надо было нести на себе лыжи, горнолыжные ботинки, палки и еду, но остановить нас ничто не могло. Подъем в 6-00 утра, час на дорогу до Медео и полтора часа вверх пешком до горнолыжной станции. Тренировки начинались ровно в 10 часов. После начиналось пиршество, кто, что принес из дома, все высыпалось на общий "стол" прямо на склоне горы. В столовую нас не пускали, т.к. талонов у нас не было, это только для тех, кто был на сборах, а за деньги ничего нельзя было купить там.
     Зато после второй тренировки, мы летели домой на лыжах до Медео, это 5 км как минимум (тогда еще не было селезащитной плотины) за 20 минут. Когда же был свежевыпавший снег, то мы доезжали и до "Головного арыка" т.е. проспекта Абая, а я и до дома. Но то было время, когда дороги не посыпали песком и машины ходили редко, а если свежий снег, то и вовсе не поднимались до Медео, даже автобусы. Потом уже, когда мы серьезно стали заниматься, нам выдали роликовые коньки и на них мы мчались как на лыжах от Медео до моста, а затем уже в поте лица до Алма-Аты коньковым ходом. Нагрузка та еще, скажу я вам.

     Чимбулак! Терскол на Кавказе, Айкуайвенчоор в Хибинах, Межев и Шамони в Альпах – великолепны по своему, но панорама пиков Заилийского Алатау, особенно, когда ты поднимешься на Талгарский перевал, превосходит все что, ты представлял об этом. Стоишь на крыше мира, и лезут в голову стихи то Лермонтова, то Бернса, ты, ты властелин этой вселенной ...
     Впервые я поднялся на канатной дороге к месту старта скоростного спуска в 1957 году, ну это было приключение! Начать с того, что лыжи, полученные мной в ДСО "Буревестник" были длиной 220 см, знаменитая фирма "Мукачево". Вот после титанического труда по установке креплений, а тогда мы не знали, что можно просверливать предварительные отверстия дрелью. Февральское утро на Чимбулаке. Впервые на канатке, и сразу, с каким то лыжником вдвоем на якоре едем вверх, он что-то мне говорит, шутит, вцепившись за бугель, ничего не слышу. Едем, мы едем, и вдруг начинает меня вернее нас сносить вниз, лыжи надо кантовать, но я то этого ничего не знаю и судорожно скатываюсь, все вниз и вниз ... оторвался и остался там. Едут по парам лыжники, и я жду, дождался, один, едет какой то здоровенный мужчина, как скоро я узнал то, был Александр Филатов. Он взял меня в "ветровой трубе", между 12 и 15 опорами и доставил к месту старта, а там уже киношники ждали и снимали для журнала "Советский спорт". Я тоже попал туда сначала как фон, а потом и как диагональ "чемпион-новичок".
     Смотрел я, смотрел, часа два, как стартуют и мчатся, вниз лыжники, но вечно стоять там не будешь, т.к. февраль и кушать тоже хочется. Надо спускаться вниз, а лыжи то новые, до этого у меня были тоже "Мукачи", но 180см, не поворачивают вот все. По диагонали проеду, развернусь и снова диагональ. Вот так и ехал или полз часа два не меньше. Но в киножурнал попал таки! Кто там выиграл, я не помню. Но лыжи эти я больше не брал никуда, сдал я их в склад "Буревестника" на ул. Карла Маркса с великим облегчением. Все наши "буревестники" наверное, помнят этот склад, где мы часами и даже целыми днями ждали таинственного дядю кладовщика, и чаще всего не дожидались. Тем не менее, все-таки это был инвентарь не купленный, а бесплатный государственный. Известно же что бесплатно и уксус сладкий. Это уже потом когда мы стали уже кататься нормально и чего-то выигрывать нам каждый год, иногда и чаще выдавали приличные лыжи. Если мы узнавали, что пришли новые лыжи, как, например те чехословацкие "ELASIK", красивые черно-красные, и в поворот шли классно, то мы готовы были даже, стыдно, но признаюсь, сломать свои старые-престарые, где-нибудь между деревьями. Да с лыжами, вернее их покупкой многое вспоминается... Первые то "Мукачи" с креплениями, ботинки и палки мне продал – Генка Веригин – и всего то это стоило 100 рублей, для сравнения зарплата рабочего тогда была 800-1000 руб., недорого. Вторые – болгарские "PIRIN", голубого цвета 190 см, я запомнил навсегда; у кого попало никогда не покупать ничего, такой дал себе зарок я. Ну да бог судья всем, он говорят все видит! Шло время, а было оно прекрасным для нас, по крайней мере, и мы старательно осваивали технику разных горнолыжных школ, как-то годиль или ведельн и в разных стойках, подражая французу О. Боннэ, или австрийцу Э.Хинтерзееру. То было время жестокой борьбы 2-х школ австрийской и французской. Спортивные книги издавались, книги читали, зачитывали. И до сих пор люблю я перечитывать "Мой путь к 3-м золотым медалям" Тони Зайлера. А лыжи! Лыж, каких только фирм я только не испробовал, и выдавали и покупал. Бордовые финские "Карху", черные норвежские "Факела", а Володя Зальцман, сосед по улице Вишневой, дал мне свои, первые в моей жизни классные лыжи французской фирмы "Rossingol" 215см, спусковые – черные с тремя красными желобками сверху лыжи и скользящая поверхность из пластика! Шло время, повороты на параллельных, стали получаться естественно. Но были среди наших мальчишек и такие, что делали это слишком красиво, а в трассе не могли устоять и вылетали из нее. Больше всего в то время мне нравился скоростной спуск. И это естественно для мальчишек в 15-18 лет – нет никаких внутренних барьеров страха. Потому–то видимо и в армию их берут, пока они не повзрослеют. И вот...тренирую спуск на классных лыжах, хороший ход у них и направление держат, как по рельсам. На одной из тренировок, вот ужас, падаю, что-то трещит, – хрустит, лежа мучаюсь, хоть бы не лыжи. Увы, сломал, да не свои. Бегал я в аэропорт к какому-то тамошнему авиационному столяру клеить эти лыжи. Но конь леченый, как табак моченый – тут же они сломались. К счастью Володя уже закончил с горными лыжами и простил меня. Вдруг когда – то он прочтет эти строчки и улыбнется. К тому времени я уже был в юношеской сборной Казахстана и имел возможность также продавать инвентарь, чтобы, добавив энную сумму – купить более современный. Спасибо конечно моей маме, она меня понимала, и как бы не было трудно ей, всегда помогала мне. Так я и приобрел классные лыжи, две пары "KASTLE", голубые на спуск и красные на слалом. Но это было уже когда я прочно укрепился в сборной команде и получал конечно инвентарь более-менее приличный. Ах, какие это были лыжи! Сказка! Фирма "KASTLE", в те годы имела конкурентов только в лице французской фирмы "ROSSINGOL" и австрийской "KNAISL". Затем я ездил на лыжах с загадочным названием "Сюрприз", опять же фирмы "Кастле". И хотя это были еще деревянные лыжи, но пластик уже входил в состав "многослойного пирога" и не только в виде тефлоновой скользящей поверхности. А канты то уже были на спусковых лыжах тоже залитые тефлоном или кофиксом. Для лучшего скольжения. Конечно, мы быстро убедились в том, что кто хочет быстро ездить, должен думать о смазке. Главным специалистом для меня, был Генка Черданцев (Джо – так все его называли), мы часто жили в одной комнате, оба же из Буревестника, но я тогда еще школьник, а он уже студент. Приехал к нам из Сибири учиться, т.к. в КазГИФК была специализация "горные лыжи". Вот у него то, всегда был полный набор всевозможных мазей. Ему завидовали, и даже однажды своровал кто-то его богатство. Но того вычислили и потом была разборка полета... Да не помажешь – не поедешь! Да еще канты точить! И тогда начиналось колдовство, комнаты, где мы жили, превращались в мастерские, лязг и визг напильников. Железные (тогда других не было) кровати превращались в какой то сложный тисковый аппарат, лыжи привязывались ремнями к спинкам. Канты как бритвы! Дым и пар от нагревания всяких мазей типа: Сфикс, Рекс, Тока или просто парафина с алюминиевой пудрой работа кипела, советовались, секретничали и все же часто ошибались. Когда погода на следующий день вдруг была не такой, как ее обещали метеослужбы или неправильно посоветовали. В горных лыжах как в ускоренном просмотре фильмов все меряется на секунды и даже на доли их. И все же, порой, кажется что, стоишь вернее ползешь, хотя скорость 60-70 км/ч или еще больше. Чувствуешь что не та "пруха", а значит, все опять напрасно, ты не попал в мазь. Правда, Джо эти мази не так то уж и помогали на трассах, зато он стал выдающимся тренером в России, его ученики чемпионы Союза и России.

     Началась другая эра в горных лыжах, появились металлические лыжи. Опять же это фирма "KASTLE", первый на таких на Чимбулаке появился Виктор Тальянов – по-моему, сильнейший наш лыжник тех времен. Интересно было тогда смотреть на него, лыжи были короткие, наверное, еще и единственные, для слалома, но он ехал на них и спуск, на коротких то с бугров кидает ой-ей-ей, как, то-то он тормозил перед первым арыком, да и в Бабью яму не полном ходу шел. Фирма "KNAISL" ответила достойно, да так что опередила все другие фирмы лет на десять, появились эпоксидные "Wait Star". Эта была революция, потом стали появляться разные пластиковые и фиберглассовые и корбоновые и прочие, но те эпоксидные были первые. А металлические, особенно много лыж было лицензионных "Polsport", они долго не задержались, и помнить их мы будем только по бесконечным клепкам на них, которыми мы прошивали их как ковбойские джинсы, т. к. металлические пластины разваливались.

     Последние мои боевые лыжи были уже фиберглассовые "Impuls" югославской фирмы "ELAN", а было это в 1976 году. Темно зеленого цвета и по всей лыже надпись ELAN ELAN ELAN. Какие это были лыжи! Правда длина их была 210 см и на них классно было ехать гигантский слалом, но других то не было и слалом я ехал тоже на них.

     Кстати, теннисные ракетки в точности повторили путь горных лыж. Деревянные – металлические – графитовые. Только сдвиг по времени 15-20 лет. Даже и в формах тоже прошел повторный эксперимент, правда, здесь теннис впереди и тоже на 15-20 лет. Теннисные ракетки – какую только форму не принимали: пирамиды, и с маленькой головкой, и средней, и вообще большой, да и по длине варьировались и по весу. А лыжи теперь также расклешенные "карвинг" и ширины есть огромной, типа "ROSSINGOL" три креста. Это для катания по целику с разных пиков, называется такие спуски фри-райд.

     Увлекся я песней о лыжах, а вот кто и как на них ездил – в следующий раз, если редактор пропустит.

Урал Аманжолов

[ в начало статьи ] [ к списку статей ]


Аманжолов Урал Сарсенович – доцент Казахского национального технического университета, автор ряда статей по надежности технических систем; горнолыжник в прошлом, теннисист параллельно; автор "Англо-Русско-Казахского словаря по надежности" и учебных пособий на русском и казахском языках.
     Его рассказы о теннисе и горных лыжах публиковались в журналах "Зеркало", "Рестораны и развлечения", "Pro Sport Kazakstan", "Style" и газетах "Столичная жизнь", "Sport&KS", "Pro Sport Kazakstan", "Аргументы и Факты Казахстан", "Известия", "Мегаполис". Некоторые статьи вы можете найти на этом сайте!

Урал

Сайт создан в системе uCoz