Статьи      |      Книги       | Фотоальбом |    Гостевая    |

На главную страницу  |   Рейтинг@Mail.ru

Корт и мода

 Мужчины 

     Знаменитый музей восковых фигур в Лондоне, зал исторических личностей – короли и королевы, знаменитые полководцы и премьер-министры. И вдруг среди них – стройный молодой человек в спортивной белоснежной рубашке с короткими рукавами и в чуть расклешенных кремовых брюках. В его руках не меч или маршальский жезл, а обыкновенная теннисная ракетка. Это его, Фреда Перри, в середине 30-х годов прошлого века называли «одиноким рыцарем, восстановившим поруганную честь Англии на теннисных ристалищах».

Но такая форма одежды, как у Перри, была не всегда. Сначала мужчины, которые явились с теннисными ракетками во Всеанглийский крокет-клуб, пренебрегли правилом, принятым там, и в присутствии дам  вышли на корт в вязаных полосатых свитерах и бриджах с чулками. Спустя какое-то время знаменитые братья Дохерти ввели новую моду: длинные белые фланелевые брюки и белую рубашку с длинными рукавами, которые они закатывали. Такая мода держалась почти полвека.

В середине тридцатых англичанин Банни Остин появился в Уимблдоне в шортах, и это тогда расценили как его эксцентричную выходку. Старая мода еще встречалась до начала 50-х.  В 1947 немецкая звезда тенниса – финалист Уимблдона барон фон Крамм вышел на корт в длинных белых брюках.

Лишь начиная с 90 годов белый цвет в одежде, кроме Уимблдона, стал необязательным для игроков. Бразилец Куэртен с его футболками оранжевого цвета; или Серена Уильям, которая сделала сенсацию на US Open-2004 с очень темным NIKE. Несколькими годами раньше, в 1992, Андре Агасси бросил вызов моде, он надел вываренные джинсовые шорты, из-под которых виднелись лосины из лайкры.

Казалось, что в теннисном мире нет сил, способных поколебать прочно утвердившиеся традиции. И вдруг… «Революция в теннисе!», «Столетние устои тенниса рушатся!», «Теннисная библия на костре инквизиции!» – такими или близкими к ним по смыслу заголовками открывались многочисленные статьи о теннисе в крупнейших газетах различных стран в конце 60-х и начале 70-х. Изменения традиций выражались не только в «надругательстве» над исконно теннисным белым цветом спортивной формы. Попытки сражаться перед десятками тысяч зрителей на главных теннисных стадионах мира в разноцветной яркой форме, да еще желтыми мячами — это, казалось, подлежало не иначе как осуждению. Однако новшества довольно быстро стали не только привлекательными, но и рациональными. На цветных экранах телевизоров при показе теннисных соревнований появились яркие, ласкающие глаз краски, действия игроков стали более четко различимы при контрастном цвете их спортивной формы. Следить за быстро летящим желтым мячом оказалось куда легче не только телевизионным зрителям, но и игрокам. Но эти перемены были только каплей в море. Рождались новые, невиданные по напряжению марафонские состязания; ряд соревнований потряс мир своими новшествами в правилах.

Кто увлекается теннисом, наверняка знает этого экстравагантного теннисиста, выбритого наголо и поражающего своим поведением окружающую его публику. Андре Агасси – не просто профессиональный теннисист, он – уже сформировавшаяся легенда тенниса. Его знают в Америке все, от мала до велика. Его потенциал как теннисиста ошеломляющий, Андре – признанный гений тенниса. Он всегда чем-то отличался от остальных игроков. Проще говоря, он был, остается и, возможно, останется теннисным «неформалом». Агасси первый смог позволить себе носить длинные черные шорты, банданы и, что немаловажно, длинные волосы. Этот непредсказуемый теннисист снискал всеобщую любовь фанатов спорта во всем мире.

1995 год Агасси начал с твердым намерением завершить его первым. Он становится обладателем третьего кубка «Большого Шлема», выиграв Australian Open. Новая эра в жизни – новый имидж. Исчезли кепка и развевающийся длинный хвост, появилась бандана, прикрывающая гладковыбритую лысину. Выигрывая, он посвящал свои победы отцу, проигрывая, – не особенно расстраивался. 1995 год он провел на одном дыхании, но проигрыш в финале US Open (Сампрасу), а потом и травма не позволили ему стать первым по итогам года. Не случилось этого и в следующем году, который он также провел блестяще. Его манера одеваться на корте, поведение и многочисленные романы принесли ему неофициальный титул «Мистер Теннис».

Имя  одного из мировых теннисистов прошлого Рене Лакоста продолжает звучать в современном теннисе — его фирма спортивной одежды многие годы успешно конкурирует с другими подобными предприятиями. На кортах частенько можно встретить игроков в майках или шортах, на которых нашита эмблема – маленький крокодильчик. А произошло это из-за банального пари, которое капитан команды Франции заключил с Рене на результат: если его воспитанник выиграет решающую встречу матча финала Кубка Дэвиса у команды США, то получит в подарок сумку из крокодиловой кожи. Французы завоевали Кубок. Прослышав об этом, американские журналисты прозвали Лакоста «крокодилом», и это прозвище только подчеркивало поведение француза на корте. Один из его друзей нарисовал тогда крокодила, которого Рене Лакост вышил на своем блейзере. В 1933 француз, уже имея 7 титулов Большого Шлема, основал предприятие по производству теннисных рубашек, украшенных маленьким зеленым крокодилом. Поло Lacoste стало революцией не только для игроков в теннис, но и в модной одежде.

 

Женщины

 «Эротизация» тенниса началась с американки Гусси Моран. 28 июня 1949 года она появилась на центральном корте в кружевных панталончиках. Смена имиджа спортсменки едва не стоила жизни королеве Великобритании Мэри. Царственная особа, которой только что исполнилось 84 года, была так потрясена выступлением американки, что была увезена на скорой помощи с диагнозом «высокая температура». Это не смутило американскую теннисистку: на следующем турнире она была одета в шортики из кожи леопарда.

Последовала ее примеру бразильская «прима» Мария Буэно, удивившая благопристойную английскую публику просвечивающимися бриджами 22 июня 1965 года.

Чешская теннисистка Эва Свиглерова стала первой спортсменкой, отказавшейся от бриджей и надевшей под юбку шортики. А вот роковое для болельщиков событие произошло 30 июня 1989 года. Эва надела просто трусики, и даже ее соперницы поначалу отводили взгляд, когда она бросалась за мячом.

Профессиональный женский теннис обрел второе дыхание. Но сегодня играют роль не только спортивные результаты, как это было в эпоху Штеффи Граф, но и чисто эротические мотивы. Отличительная черта нового времени - легкость, с которой охватывает популярность любую симпатичную молодую леди. Ей надо лишь взять в руки ракетку и проявить чуточку сообразительности. Теннис – в моде. Но это не теннис женщин. И не теннис мужчин. Это – теннис lolitas, который возбуждает массы.

Австрийская теннисистка Барбара Шетт считается сейчас одной из самых
сексапильных теннисисток. В 2001 году английский таблоид «Дэйли Миррор» выбрал Шетт в качестве «лица с обложки» на время Уимблдонского турнира. Таблоид присвоил австрийке имя «Бабси» и изо всех сил изображал из нее секс-символ Уимблдона в отсутствие безусловной чемпионки в этом «виде спорта» – Анны Курниковой, которая пропускала турнир из-за травмы.

Крис Эверт оказала женскому теннису неоценимую услугу не столько двуручным бекхэндом, откопированным на пяти континентах, сколько тушью на ресницах и платьями с открытой спиной, в которых она выходила на корт. Эмансипация шестидесятых годов плохо отразилась на внешнем виде теннисисток, и женственность Эверт была приятным исключением на фоне Билли Джин Кинг и Мартины Навратиловой.

«Крисси была единственной теннисисткой, кто играл с тоном и краской на лице, – подтвердила Ольга Морозова. – Всегда маникюрила ногти. Возила с собой огромные банки с косметикой и к матчам готовила себя самым тщательным образом».

Эверт первой был предложен суперконтракт на теннисную одежду. Суммы семидесятых годов были на несколько порядков ниже, чем 10 миллионов, которые «Серджио Таккини» предложил Мартине Хингис еще до того, как швейцарка стала первой ракеткой мира. Крис Эверт обшивал знаменитый теннисный модельер Тед Тинлинг, и к свадьбе соорудил ей роскошное платье с алмазным шлейфом. Наряды у чемпионки были самые дорогие.

Морозову Тинлинг одевал в красное и черное, наверное, увидев нечто цыганское в Олином смуглом лице, но на все свои решающие матчи финалистка Уимблдона выходила в одном и том же платье, как будто других не было. Эверт же обращалась с модельными нарядами более бесцеремонно – если дважды проигрывала в одном платье, то сжигала его. Но большинство творений Тинлинга уцелело – проигрывала Кристи крайне редко.

Когда Эверт играла свой последний Уимблдон, нынешней первой ракетке мира Мартине Хингис шел девятый год. Мартина, названная мамой в честь Навратиловой, не раз повторяла, что кумиром ее детства была Эверт. Сегодня многие, глядя на Хингис, вспоминают Крис Эверт. Однако чемпионка Уимблдона-97 заметно лучше играет с лета.

Когда Мартина Навратилова начала теснить Крис Эверт на важнейших турнирах, мода сделала поворот на 180 градусов, и место женственности заняла спортивность. Девятикратная чемпионка Уимблдона не делала секрета из своей сексуальной направленности, всем своим видом на корте подчеркивая мускулистость рук и жесткость бедер. Губная помада ушла из обихода этого поколения теннисисток. Наследницей по прямой Мартины Навратиловой стала сегодня француженка Амели Моресмо.

Следующая прима, семикратная чемпионка Уимблдона Штеффи Граф, была одинаково равнодушна как к навратиловским шортам, так и к эвертовским платьям, предпочитая в одежде практичность. Лишь появление на авансцене француженки Мари Пирс заставило женщин снова задуматься о своем внешнем виде. А когда Мари решила вернуть на Центральный корт платье, то первым делом обратилась за советом к Крис Эверт, которая к тому времени нянчила уже третьего сына.

Француженку сразу поддержала Мартина Хингис: «Конечно, тебе хочется хорошо выглядеть, ведь на тебя смотрят столько болельщиков. И они хотят видеть девушек, а не ходячих роботов». Мартина каждый турнир играет в новом наряде и любит озадачивать болельщиков то синими ногтями, то черными контактными линзами, то кудрями цвета воронова крыла. Моника Селеш в ее возрасте тоже  представляла себя «женщиной-загадкой» и мечтала вернуть в большой спорт высокую моду. «Хочу быть похожей на принцессу Диану, – говорила тогда стройная и золотоволосая 18-летняя Моника. – Хочу иметь любые  наряды, какие пожелаю». Моника пробовалась в супермодели «Шанель», а за право сделать ей стрижку косметическая фирма выложила 250 тысяч.

Все течет, все меняется. Меняется и теннисная мода…

О современных тенденциях моды и кумирах тенниса читайте в следующем номере.

[ в начало статьи ] [ к списку статей ]

 


Аманжолов Урал Сарсенович – доцент Казахского национального технического университета, автор ряда статей по надежности технических систем; горнолыжник в прошлом, теннисист параллельно; автор "Англо-Русско-Казахского словаря по надежности" и учебных пособий на русском и казахском языках.
     Его рассказы о теннисе и горных лыжах публиковались в журналах "Зеркало", "Рестораны и развлечения", "Pro Sport Kazakstan", "Style" и газетах "Столичная жизнь", "Sport&KS", "Pro Sport Kazakstan", "Аргументы и Факты Казахстан", "Известия", "Мегаполис". Некоторые статьи вы можете найти на этом сайте!

Урал

Сайт создан в системе uCoz