Статьи      |      Книги       | Фотоальбом |    Гостевая    |

На главную страницу  |  Рейтинг@Mail.ru

     Рассуждения на зимнюю тему

     Начинается новый зимний сезон, прошлый практически не принес нашим горнолыжникам радости побед в международных стартах. Правда, есть исключения – это 6-е место на зимних Азиатских играх в Японии молодого горнолыжника из Алматы Виктора Рябченко, успех которого не заметила наша пресса, а там соревновались многие гонщики из таких горнолыжных стран, как Япония, Корея, Узбекистан...
     И все-таки есть необходимость поговорить о горнолыжном спорте – нашей былой гордости, живем-то мы у подножия красивейших гор и профиль трасс Чимбулака соответствует всем требованиям ФИС. Так в чем же дело?

     Сначала чуть-чуть истории. Да, выступали наши горнолыжники на разных соревнованиях неплохо. Даже участвовали на олимпийских играх, в чемпионатах мира и Европы и всемирных Универсиадах, чемпионатах СССР, соревнованиях дружественных армий стран СЭВ и занимали приличные места. Эти успехи связаны с именами: Александры Артеменко, Юрия Кабина, Петра Дельвера, Мансура Хусаинова... (Подробнее об этом можно почитать в газете Sport&KS №№95-96, 97 2002 г. и №№28, 29 2003 г.) Однако, после ухода из спорта Ольги Ведящевой, которая, как и многие другие знаменитые наши спортсмены, получила свое образование и повышала мастерство еще в бывшем нашем Союзе, подготовить практически никого не можем. Почему?
     В стране Советов, конечно же, конкуренция за место в сборной команде во всех видах спорта была жесточайшая, да и за место в сборной Казахстана тоже. Что давало это вожделенное место? Во-первых, возможность иметь как можно больше стартов в сезоне, да еще на выезде, даже сборная Республики выезжала в страны Восточной Европы, где горнолыжный спорт имеет традиционно массу своих болельщиков. Во-вторых, сборники получали высококлассный инвентарь, который даже за деньги в те времена нигде нельзя было купить, а в таком скоростном виде как горные лыжи, где все результаты отличаются на секунды или даже на десятые и сотые ее доли, качество лыж имеет первостепенное значение. В-третьих, государство давало возможность тренироваться, выплачивая стипендии или заработную плату, некоторые получали, номинально числясь в каких-нибудь должностях на заводах и других предприятиях, другие попросту весь зимний сезон находились на сборах. Т.е. были обеспечены, хотя и не было у нас профессионального спорта, но...
     Ушли в прошлое проблемы быта и транспорта.
     Да, мы мечтали в те годы, что на Чимбулак нас будут возить на машинах, а мы то шли от Медео пешком, да еще с грузом. Да и условия были спартанские, вы извините, в туалет надо было пробираться по колено в снегу, да еще при 20-ти градусном морозе, одежду сушить на батареях в маленьких комнатах, где размещались порой до 6-8 спортсменов. В тесноте, да не в обиде! Комнаты эти заодно были и мастерскими, визг напильников, разогреваемые лыжные мази и всякие мази от травм, душ или ванна вообще не снилось нам. Все было так, и мы мечтали. Главная же мечта любого горнолыжника тех лет – лыжные подъемники. Понимали все, что отставание наших горных лыж от альпийских стран и Америки обусловлено отсутствием скоростных канатно-кресельных дорог. По пальцам можно было посчитать и те, которые были малопроизводительны: Чимбулак, Бакуриани, Терскол. Удавалось за тренировку накатывать 10-15 км, в то время как австрийцы и др. – по 40-50 км. Причем уже тогда, в 60-х, в Альпах трассы были оборудованы и снежными пушками и водяными насосами для приготовления леденистых трасс. Попадая на них, наши сильнейшие не успевали привыкнуть к такому покрытию и проигрывали. Кроме прочего мы всегда катались на инвентаре, который уже был вчерашним или позавчерашним днем. Лыжная индустрия Франции и Австрии каждый год что-то совершенствовала, зато мы делали ракеты. А фирмы Rossingol, Knaisl, Kastle и др. эти новейшие космические технологии активно внедряли в свою продукцию. В лучшем случае наши сборники получали их инвентарь в конце сезона. Про одежду и вообще можно не говорить, это не так влияет на скорость, хотя...

     И вот уже 2003 год, Чимбулак имеет прекрасные канатные дороги, можно по 20 раз совершить спуск на скорости, а это и есть те самые 50-60 км. Есть комфортабельная гостиница, инвентарь какой хочешь можно купить в специализированных магазинах; от немыслимых расцветок одежды, лыж, ботинок и палок рябит в глазах. Вроде все есть, а результатов высоких, таких, чтобы толпы болельщиков с восторгом носили своих кумиров в прямом и переносном смысле на руках, как не было, так и нет.
     Поищем же причины:
     Первая. Отсутствие финансирования, значит низкие оклады (конечно на это жаловаться может банально, но никуда от этого не деться), отсюда и ухудшение тренерской работы, семьи-то кормить надо. С туристами можно работать, не особенно загружая себя высокими целями, без головной боли и нервов (работа тренера всегда немыслимо трудоемкий процесс) и получать доход несоизмеримый с тренерской зарплатой.
     Вторая. Деревенским детям родители не могут покупать инвентарь и оплачивать обучение. Мотивация городских детей и, особенно, их достаточно обеспеченных родителей, не предполагает физически "каторжного" труда, да еще наличия постоянной опасности на высоких скоростях все бывает и нервы. Словом, сумасшедшая борьба с соперниками, скоростью, временем и со своим страхом. Проще научиться кататься правильно на уровне чуть лучше продвинутого туриста и, выучив английский язык, закончить частный вуз, потом попасть на иностранную фирму, припеваючи жить, обучая по уик-эндам своего импортного шефа азам горнолыжной техники.
     Третья. Может быть это первая. Как ни странно это звучит, негде стало кататься детям. Чимбулак – далеко, да и дорого, порой туда и не проедешь. Есть правда в районе 6 ГЭС горнолыжная база ЦСКА, хорошее место, правда без всяких там удобств, но тоже перегружена. База "Динамо" в районе Каменского плато, можно сказать, еле-еле существует. Туристов стало в десятки раз больше чем спортсменов. А кто платит, тот и прав, капитализм, увы. Конечно, и туристы – вернее их число и их деньги – должны положительно влиять на развитие спорта, а они взамен – получать возможность учиться у спортсменов и болеть за них.
     Четвертая. Отсутствие на Чимбулаке соревнований под эгидой ФИС, которые бы давали классификационные очки, а стало быть, и приезд на них иностранных спортсменов, хотя бы на первых порах из Узбекистана, Киргизии, России, Китая... Стандартизировать трассу, узаконить в международной федерации лыжного спорта, это возможно и не потребует больших затрат. Да и на те соревнования, которые проводятся на Чимбулаке, спортсмены поднимаются на старт каждый день из города. Можно спросить врачей, они скажут, какую перегрузку получает юношеский организм при таком перепаде высот (до 2000 метров), да еще совершая такую тяжелейшую работу, как спуск по трассе на скорость. Кто не выступал в таких соревнованиях, тот и не поймет. Беречь наших спортсменов надо, но денег как всегда нет.
     Пятая. Спорт высших достижений требует от спортсмена предельного напряжения всех его функциональных возможностей, как в физическом плане, так и в психологическом. Последнее особенно важно, не комплексовать перед авторитетами сможет тот спортсмен, который "варится в одном котле" с гонщиками, входящими в мировую элиту, а не тот, кто только изредка 1-2 раза за зиму стартует с ними. На тренировках всегда можно чему-то научиться у лидеров. Специфика же альпийских дисциплин такова, что тот, кто редко соревнуется, не может набрать хорошую сумму очков и стартует в невыгодных стартовых номерах, 50-е или дальше. Следовательно, и проигрыш заранее обусловлен, так как трасса уже разбита и путь длиннее. Пример решения такой проблемы был еще в СССР. Ведущей группе гонщиков Жирову, Макееву, Андрееву и Цыганову дали возможность провести в Альпах безвыездно (купили там горную хижину) два зимних сезона. Результат был ошеломляющий! Жиров выигрывал кубок мира по слалому, все они входили в число лучших в мире. А мы не можем даже на Чимбулаке своим лыжникам обеспечить сносные условия, не то что вернуть то, что отняли у них в смутных 90-х.

     Нет у меня решения для устранения всех этих проблем, но все-таки в унисон городской администрации, которая обнародовала грандиозные проекты: монорельсовые дороги, горнолыжные трассы в четырех направлениях, соединенных между собой через кресельные, бугельные и другие подъемники, (браво ждем!), выскажусь так: давайте осваивать наши горки-прилавки, затрачивая порой минимум, тем более, что окрестности теперь принадлежат городу. Сколько народа катается даже на микроскопической горке, рядом с кольцом на пересечении ул. Аль-Фараби и ул. Навои.
     В Москве, прямо в центре города, построили крытую трассу, в Германии и Японии любые возвышенности, даже терриконы, давно оборудуют под горнолыжные трассы. А у нас небольшие горки спускаются прямо в город. Там, где старые сады и дачи, можно найти полосы для катания. Есть прекрасные места и на северо-западных склонах вдоль речки Большой Алматинки, спуски длинные, снег там лежит долго, но нет подъезда – сделать дороги, может даже платные. Построить небольшие канатки на маленьких склонах так, чтобы можно было нашим детям и их родителям активно проводить время, а уж селекция детей пойдет естественным путем. Кто влюбится в лыжи, кто не боится скорости и трудностей, того найдут тренеры или он их. Ведь большинство выдающихся лыжников выросли в небольших горах, например выдающиеся лыжники СССР Александр Филатов и Евгения Сидорова – на Воробьевых горах в Москве, наш чемпион Мансур Хусаинов до поступления в Каз ГИФК катался с берегов Волги в городе Самара, великий Ингемар Стенмарк – в Швеции, где тоже нет больших гор. Кроме того, на мой взгляд, надо возродить ведомственные, спортивные общества (Спартак, Буревестник, Динамо или как их там назвать, это не имеет значения) которые представляли бы разные слои общества и конкурировали между собой спортивными результатами. Сейчас же все спортсмены в ЦСКА и сражаются только за личные цели. Отсюда и отсутствие духа коллективизма, нет понятия о чести флага команды...
     Отдельно о вузовском спорте: есть у нас и профессора и доктора наук, диссертации которых посвящены теории горных лыж, а еще и специализация может быть восстановлена. Ведь тренеров и инструкторов в Центральной Азии никто не готовит в ВУЗах, а специалистов, досконально знающих процесс такой учебы, у нас хватает. Ехать к нам будут, как в прежние годы, учиться из СНГ, да и не только, а значит, будут платить.

     Создать Фонд слалома, в который отчислять какую-то часть доходов от эксплуатации канатных дорог, членских взносов в лыжном союзе, продажи билетов на соревнования, подготовки специалистов в академии туризма и спорта, налог на инструкторскую деятельность, торговли горнолыжной амуницией да еще спонсорство, можно направлять на обеспечение спортсменов, выступающих на международной арене, естественно на контрактной основе, т.е. часть их будущих доходов должна идти на развитие этого вида спорта. Мы все ждем Закон о спорте в Казахстане, который решил бы многие проблемы.

     Возможно, я не знаю всех нюансов проблем горнолыжного спорта, но тема проблемная и решать ее надо.

Урал Аманжолов

[ в начало статьи ] [ к списку статей ]


Аманжолов Урал Сарсенович – доцент Казахского национального технического университета, автор ряда статей по надежности технических систем; горнолыжник в прошлом, теннисист параллельно; автор "Англо-Русско-Казахского словаря по надежности" и учебных пособий на русском и казахском языках.
     Его рассказы о теннисе и горных лыжах публиковались в журналах "Зеркало", "Рестораны и развлечения", "Pro Sport Kazakstan", "Style" и газетах "Столичная жизнь", "Sport&KS", "Pro Sport Kazakstan", "Аргументы и Факты Казахстан", "Известия", "Мегаполис". Некоторые статьи вы можете найти на этом сайте!

Урал

Сайт создан в системе uCoz